Инстинкт говорит собаке, что еду надо защищать! И собака рычит, когда вы проходите слишком близко к ее миске, тем более, когда вы тянете руку к ее вкусняшке-косточке.
«Да ладно, пусть рычит, это ж природа, а в остальное время пес у меня – ласковый и милый» – машут рукой одни. А через некоторое время начинают жаловаться, что пес у них «домашний агрессор», хозяев несколько раз кусал, детям бегать по дому не разрешает, и с дивана не сгонишь. «Это недопустимо! Это надо пресекать самым строгим образом!» - возмущаются другие и начинают терроризировать свою собаку ежедневным многоразовым отбиранием миски и костей. В результате таких «тренировок» получают либо собаку-неврастеника, которая всего боится, либо озлобленное существо, к которому сам хозяин боится подходить без палки. И, в конце концов, и те, и другие приходят к стандартным мыслям: «Ну почему у других собаки такие замечательные: и бесстрашные, и послушные, и кость сами с радостью отдают… а моя… Вот же не повезло с собакой…»
Как обычно, вопрос не в собаке, а в хозяине и его умении проявить свою хозяйскую сущность. Начнем с самого простого – с правильной постановки цели. В первую очередь, собаке нужно внушить: 1) еда принадлежит хозяину, 2) хозяину можно доверять!
А вот как этого достичь, попробую объяснить на своих отработанных приемах.
Начнем не с кости, а, как это ни странно, с игры. Вы играете с вашим псом? В мячик, палочку, любые игрушки «подай-принеси» и «перетягивание»? Конечно, мареммы к аппортировке относятся, в основном, очень прохладно, видимо, считая это времяпрепровождение несерьезным, но поиграть и подурачиться с хозяином любят. Вот в этих играх и отрабатывается понимание команд «Дай», «Возьми». Вообще, когда мы играем, я могу шутливо покрикивать «Заберу-заберу», могу слегка рычать, смеяться, хвалить за то, что крепко держит игрушку, но команда «Дай» всегда подается строгим голосом, давая понять всем видом, что игры кончились, и требую я всерьез. И как только прозвучала команда, четко и настойчиво заставляю отдать вожделенный предмет игры. При этом можно положить ладонь сверху на морду таким образом, чтобы большой и указательный пальцы обхватывали морду и слегка придавливали пасть в районе клыков. В общем, почти так, как обычно берем морду сверху для показа зубов. А второй рукой забираем игрушку. Потом можно еще поиграть и еще раз закрепить команду. Только при этом не старайтесь превратить радость вашей собаки от возни с Вами в скучную муштру. Он должен знать, что выполнение команды «Дай» грозит потерей игрушки, но вознаграждается угощением и, самое главное, удовольствием хозяина.
Перейдем к командам «Можно», «Нельзя». Отличные команды и для домашней жизни, и для прогулки. Особенно если отпускаете гулять без поводка, так непременно надо приучать к этим командам, чтоб пес не подобрал какую-нибудь гадость, а то и отраву. Обучать легче легкого. Держите на открытой ладони вкуснячку, подносите к носу собаки и говорите «Нельзя». Собака потянулась, чтоб слизнуть лакомство – Вы резко сжимаете вкуснячку в руке и слегка касаетесь кулаком носа, как бы обозначая удар. И снова строго говорите «Нельзя». Если собака уже не тянется за вкуснячкой, хвалите и даете команду «Можно», разрешая слопать лакомство. С этими командами собаки обычно с первого раза свыкаются и быстро понимают, что от них требуется. Закрепление идет уже на миске с едой или на брошенной на пол вкуснячке. Я часто перед кормежкой, пока расставляю миски, даю команду «Нельзя» и «Сидеть». Крей и Триша сидят, как паиньки, и не сводят глаз с волшебно пахнущих мисок с едой, но даже не пытаются сорваться с места и начать есть, пока не получат приглашение «Можно». Кстати, кормятся они всегда в месте, миски стоят близко, почти рядом, и дискуссий с применением рыка и зубов в качестве аргументации у нас не бывает. Когда пару раз были поползновения начать свару из-за еды, оба были жестоко разогнаны по углам, я изволила показать себя «в страшном гневе» и миски отобрала. А поставила миски снова только через полчаса. В общем, мои звери быстро поняли, чья еда в доме и кто решает, как себя вести за едой
.
С необходимым набором командами определились. Теперь мелкие хитрости. Мы часто угощаем собак, давая мясо или какие-нибудь вкуснячки с рук, причем придерживая вкуснячку таким образом, чтоб собака вылизывала из пальцев маленький кусочек, либо откусывала от куска, который удерживается в руке.
Часто я, обращаясь к Крею или Трише, говорю с серьезной интонацией, не терпящей возражений: «Дай-ка посмотрю, что это у тебя!» и смотрю, что с ухом, лапой, глазами и т.п. Так же я говорю, когда забираю из пасти игрушку или палку, чтоб посмотреть, что он или она грызет. Потом, конечно, хвалю за покладистость. И либо даю дожевать, либо забираю, но при этом даю понять, что довольна его поведением. То же я проделываю, когда лезу в миску к своим собакам. Не стоит просто нагло забирать – потом ставить – потом снова забирать миску с едой. Это дает повод вашей собаке если не усомниться в ваших умственных способностях, то по крайней мере перестать вам доверять. Вот если собака чувствует, что у вас есть какая-то добрая цель – например, убрать попавший в еду камень, попробовать, не горячо ли, а то и добавить в ее еду вку-у-у-усненький кусочек мяска… Собака ощущает, что хозяин не пытается непонятно за что наказать и отнять еду, он заботится о своей собаке и ему можно доверять. И спокойно отдает еду или косточку. Кстати, часто пользовалась приемом с добавкой, оттирая Крея или Тришу «Пусти-ка, малыш» от миски и добавляя что-нибудь вкусненькое.
Результат всего вышеперечисленного: наши собаки спокойно ждут, пока ты ковыряешься в их мисках, а кость и сами приносят – или дать посмотреть по команде, или поделиться в порыве чувств! 